Настоящее учебное пособие рассчитано на учащихся детской музыкальной школы, школы искусств, начинающих изучать левую клавиатуру баяна с готовыми аккордами и басами.
Возраст ученика и время изучения им готовой клавиатуры баяна зависит от его физического развития и других важных показателей. Как правило, изучение левой готовой клавиатуры можно начинать с учеником, которому исполнилось 9 лет.
Музыкальный материал пособия составляют преимущественно народные мелодии, имеющие не только художественную ценность, но и инструктивную ориентированность. Так, в пьесах употребляются основные штрихи: легато, стаккато, нон легато, а также прием деташе. Партия левой руки исполняется по принципу опорного баса, поэтому в ней штрихи не проставлены. В некоторых пьесах четверти фактически звучат как восьмые.
В каждом разделе представлены пьесы разной трудности. Это позволяет преподавателю подобрать программу учащимся с различными музыкальными способностями.
В работе над пьесами необходимо уделять внимание звукоизвлечению: начало звука (нажатие клавиши), продолжение звука (удержание клавиши), окончание звука (отпускание клавиши). В ряду важнейших педагогических задач — исполнение партии левой руки, а также качественное исполнение штрихов. Ученик должен усвоить, что любой штрих индивидуален и зависит от характера пьесы.
В учебном пособии две части: в первой части — 8 разделов разной педагогической направленности, вторая часть — репертуарная, представляет собой приложение пьес.
В разделах первой части изучение пьес связано с особенностями аппликатурных систем. Первый раздел содержит упражнения для левой руки. Второй раздел — упражнения для обеих рук. Третий раздел сосредоточен на игре в позиции. В четвертом разделе представлены гаммы — хроматическая, До мажор, а также прием репетиция. Эта линия продолжается в последующих разделах: пятый раздел сконцентрирован на изучении гаммы; шестой — позиций, гамм; седьмой — гамм и арпеджио; восьмой — позиций, гамм, арпеджио.
Такая компоновка учебного материала позволяет ученику познакомиться с основными аппликатурными системами и их особенностями.
Учебное пособие отмечено в 1998 году на Пятом смотре научных, методических работ преподавателей и студентов учебных заведений культуры и искусств Российской Федерации.
По заключению экспертов Министерства культуры РФ и профессора РАМ имени Гнесиных Егорова Б.М., оно представляет значительную ценность и рекомендуется к изданию с последующим внедрением в педагогическую практику в системе ДМШ и ДШИ.
КАТУРКИН Александр Петрович