Имя Давида Кривицкого (1937–2010) широко известно и уважаемо в профессиональной композиторской среде. В последние годы благодаря активности его дочери, профессору Евгении Кривицкой, значительная часть наследия в самых разных жанрах этого плодовитого музыканта начинает обретать своего современного слушателя. Свои ранние хоровые партитуры композитор так и не услышал при жизни. Спустя полвека, 21 ноября 2016 года мне довелось волею судеб стать первым исполнителем опуса «Дождь идет» («Памяти Анны Андреевны Ахматовой») на стихи И. Краско, продирижировав Камерным хором Московской консерватории в рамках Международного фестиваля «Московская осень». Также в разные годы мы пели в своих программах хоры «Москва» и «Осень» из оперы «Доктор Живаго», миниатюру «Любовь рождает песни, песни рождают любовь». Памятны грандиозные партитуры Д. Кривицкого, посвященные военной теме. В рамках фестивалей «Дню Победы посвящаются…» с участием Камерного хора Московской консерватории и Тульского государственного хора состоялись премьеры оперы-оратории «Бабий Яр» и «Военной кантаты» на стихи А. Тарковского.
Отмечу индивидуальность стиля, оригинальность хорового письма, для которого в целом характерен инструментальный тип фактуры. Всегда значительна роль солирующих голосов, часто встречаются каденционные вставки, «разбивающие» метричность развертывания текста. Композитору удается в малой форме сказать о многом, при этом сохраняя единый образ. Даже если это миниатюра, то в ней все равно несколько состояний, очень контрастные штриховые и ритмические решения. Но «мозаичность» не разбивает форму, она все равно воспринимается цельно. Давид Кривицкий в каком-то смысле обогнал свое время, поскольку такое “клиповое” мышление присуще XXI веку, когда надо уметь быстро переключаться с одного состояния на другое, вместе с тем выдерживая общую драматургическую линию.
Уже упомянутые мной хоры из оперы «Доктор Живаго» получили самостоятельную концертную судьбу. Вначале состоялась запись, осуществленная хормейстером В. Контаревым в 1994 году, а в 2000-х годах к хорам из «Доктора Живаго» обращается ряд крупных музыкантов, в том числе Б.Г. Тевлин и Камерный хор Московской консерватории. К.А. Якобсон и ансамбль «Тебе поемъ» сделали специальную композицию с комментариями, показав эти сочинения в Красноярске.
Также замечу, что опусы Д.И. Кривицкого вошли в хрестоматию «Поет Камерный хор Московской консерватории»: «Осень» издан в первом выпуске (2014), а хор «Любовь рождает песни, песни рождают любовь» опубликован во втором сборнике (2017). Росту интереса к музыке способствовал и факт включения записи хора «Осень» в первый диск «Антологии современной хоровой музыки композиторов России».
Уверен, что публикация сборника хоровых сочинений «Я гашу те заветные свечи» Давида Кривицкого даст новый импульс к изучению его хорового наследия – в классах по дирижированию, чтению хоровых партитур, в исследованиях теоретиков современной музыки. И, конечно, сборник сделает доступными ноты для студенческих, профессиональных и любительских хоровых коллективов.
Руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза профессор Александр Соловьёв
Нотное издание.
Автор серии А.В. Соловьев.
Выпуск 4
Художник Г. Жуков
Технический редактор Е. Воронова
Нотная графика А. Сорокин
ISMN 979-0-9003460-7-0 (общий)
ISMN 979-0-9003470-1-5 (выпуск 4)