Учебно-методическое пособие в комплекте с аудио компакт-диском под общей редакцией А. Загоринского
Карло Альфредо Пиатти (1822–1901) — выдающийся итальянский виолончелист и композитор. Его сочинение «12 каприсов для виолончели соло», посвященное немецкому виолончелисту Бернхарду Коссману, занимает значительное место в методиках профессионального обучения современных виолончелистов. Блестящая работа автора демонстрирует высочайшее знание важнейших секретов виолончельного мастерства и полное понимание задач обучения. Успехи виолончельнойпедагогики на рубеже XIX–XX веков (это работы К. Давыдова, Б. Коссмана, Д. Поппера, А. Пиатти, Ф. Серве, Б. Ромберга и многих других) создавали основу для последующего расцвета нового поколения великих виолончелистов XX века. Пиатти выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Его творчество очень высоко оценено в Российской педагогике. «12 каприсов для виолончели соло» неоднократно переиздавались в СССР. Среди работ А. Пиатти имеется множество замечательных оригинальных сочинений, переложений, редакций и произведений педагогической направленности. Все выдающиеся виолончелисты мира играют на концертной сцене различные обработки А. Пиатти: это сонаты старинных мастеров Ариости, Марчелло, Локателли, Валентини, Боккерини, замечательная обработка Пиатти Сонаты До мажор Й. Гайдна (в оригинале Соната для скрипки и баса № 6). Музыкантом написаны два концерта и Концертино для виолончели с оркестром, шесть сонат, множество миниатюр, романсов для голоса с виолончелью и Школа игры на виолончели.
Задача данного издания дать студентам музыкальных училищ и вузов более цельное представление о творчестве и стиле Альфредо Пиатти. «12 каприсов» — циклический опус не только дидактической направленности, он отличается несомненными художественными достоинствами. Пиатти был современником Джузеппе Верди, и стиль его музыки во многом отражает эту эпоху в искусстве. Об эпохе Верди особенно напоминает «Воспоминание о Трубадуре». Это сочинение, в основе которого лежат прекрасные мелодии Верди из оперы «Трубадур» и в котором виртуозная техника продемонстрирована так же блестяще, как и в «12 каприсах». В то же время великий итальянский композитор Джузеппе Верди очень широко использовал солирующую виолончель в своих оперных партитурах. Например, великолепное соло виолончели в арии короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» или виртуозное соло виолончели в арии Риголетто из оперы «Риголетто», партия виолончели здесь очень напоминает виртуозную технику А. Пиатти. «Офферториум» из Реквиема Верди начинается с потрясающего соло группы виолончелей, требующего от виолончелистов большого мастерства.
Аппликатура и штрихи сохранены авторские. Мной внесены дополнения в аппликатуре, поставленные в скобки, а внесенные лиги выписаны пунктиром. В некоторых каприсах также добавлены аппликатурные обозначения, не противоречащие авторской работе Пиатти, но помогающие студентам в их изучении. Многочисленные флажолеты выписаны в современном стиле — для облегчения прочтения нотного текста. Пиццикато левой рукой обозначено так: +. Струна, на которой следует играть, — римской цифрой: (II). Каждый каприс сопровождается методическими примечаниями и краткими примерами, заостряющими внимание на главных трудностях и особенностях овладения техническими приемами.
Мной осуществлена и прилагается к нотному изданию запись этих произведений А. Пиатти на аудио CD для облегчения учащимся изучения нотного материала и создания общего стилистического представления о характере музыки.
Александр Игоревич Загоринский,
заслуженный артист России,
профессор кафедры виолончели,
контрабаса и арфы РАМ им. Гнесиных